Текучесть персонала очень часто является единственным, что приходит в голову, когда собственникам хочется измерить работу службы управления персоналом. А хочется обычно в кризисные периоды.
Каждый раз, отвечая на вопрос о текучести персонала, я обращаю внимание на следующие важные моменты:
Во-первых, текучесть отражает только способность компании в целом (в лице службы персонала)привлекать и способность удерживать персонал.
Во-вторых, текучесть необходимо рассматривать в контексте удовлетворенности, лояльности и вовлеченности персонала.
В-третьих, чтобы управлять этим показателем, надо иметь достоверную информацию (не просто данные и факты, а классифицированные в соответствии с определенными критериями) и принимать решения на основе статистических данных, которые характеризуют ситуацию внутри компании и на рынке труда. То есть необходимо проводить исследования на постоянной основе и накапливать эту информацию, видеть ситуацию в динамике. По аналогии со складом, управлять им можно только при условии, что мы знаем, что есть на складе, сколько, почем куплено и сколько это стоит в настоящее время и т.п.
В-четвертых, так же как и на складе, все должно быть разложено на разных полках. То есть текучесть надо максимально, насколько можно, разложить по факторам: по категориям сотрудников; по сезонам; по регионам; по уровням менеджмента; по подразделениям. А также, что самое важное, по причинам текучести персонала: личные, материальные (зарплата, льготы, привилегии, условия работы); политика компании; неадекватный менеджмент и т.д. и т.п.) и все это в динамике.
Только тогда текучестью можно управлять. Управлять - точечно воздействовать на факторы и причины текучести и отслеживать изменения. Средняя температура по палате не отвечает на вопрос, кого именно лечить.
В-пятых, может иметь место «стратегическая» текучесть, когда компания сознательно принимает решение, по тем или иным причинам, устроить «кровопускание».
И наконец, это не единственный показатель успешности работы службы персонала. Куда важнеепоказатели результативности и эффективности персонала. Но об этом – в следующий раз.