Для лучшего понимания коммуникации, как управленческой функции, лучше разделить организационные коммуникации и собственно коммуникации менеджера со своей командой.
Организационные коммуникации - это системная работа, которая проводится в компании, и, за которую отвечают специально выделенные подразделения или менеджеры. Например, служба PR (Public Relations) или PR менеджер отвечают за имидж компании во внешней среде, в частности взаимодействуя со средствами массовой информации. В некоторых компаниях, где это особо актуально, существуют отдельно службы GR (Government Relations), отвечающие за отношения с правительственными организациями. Например, крупные монополии; бюджетообразующие и политически ангажированные компании; те, кто работает с государственными заказами; или те, кто по закону подпадает под влияние регуляторов и т. п. Некоторые компании имеют в своем составе подразделение, отвечающее за взаимодействие с комьюнити - социумом. Это бывает, если компания зависит в значительной мере от мнения локального сообщества, например, производственные градообразующие предприятия, строительные и девелоперские организации.
Даже при наличии специальных служб каждое подразделение компании выстраивают свои отношения с внешними непосредственными клиентами, например, закупки и производство - с поставщиками сырья и оборудования; маркетинг и продажи - с клиентами компании и конкурентами; HRM - с рынком труда - центрами занятости, рекрутинговым и хедхантинговыми агентствами, вузами, консалтинговыми компаниями и сотрудниками компании. Таким образом, с сотрудниками компании коммуницируют не только линейные руководители напрямую, но и дирекция по персоналу через свои каналы. В некоторых случаях в составе HRM выделяют отдельную структуру - службу внутренних коммуникаций или ER (Employee Relations), которая взаимодействует с сотрудниками по вопросам пропаганды корпоративных ценностей; информирования по внутренним изменениям; вовлечения во внутрикорпоративные исследования, процессы и мероприятия.
Линейный руководитель в этом процессе является не только объектом, но и каналом, и субъектом коммуникаций. Как канал коммуникаций - линейные руководители являются проводниками разработанных топ-менеджментом и HRD кодексов, политик и стандартов поведения, формируют корпоративную культуру. Как субъект коммуникаций - линейные руководители выполняют функцию IR (Internal Relations) - сами выстраивают отношения со своими командами касающиеся следующих вопросов: постановки целей и планирования; организации работы, обеспечения ресурсами, делегирования и командного взаимодействия; вознаграждения и развития; контроля; принятия решений и проведения изменений внутри команды, в организации и на рынке. Линейный руководитель проводит с сотрудниками совещания, мозговые штурмы, минитренинги, собрания, оценочные и отборочные интервью, мероприятия по поддержанию правильной корпоративной культуры, формированию команды и улучшению мотивационного климата.
Если очень коротко остановиться на IR – коммуникации менеджера с подчиненными, то стоит напомнить базовые принципы, которые не устарели и сейчас, работают в построении качественных команд, несмотря на организационные манипуляции, информационные войны и пропаганду.
Во-первых, подход древнегреческого философа Аристотеля, который говорил, что в коммуникациях важны
Во-вторых, принципы коммуникации другого древнегреческого философа Сократа, который просил проверять свои месседжи, несут ли они Правду, Позитив (добро), Пользу.
И, наконец, коммуникация в команде должна работать на цели менеджмента: результат, эффективность, устойчивое развитие. Или как предлагал классик литературы, надо сеять Разумное, Доброе, Вечное, а народная мудрость утверждает: «что посеешь, то и пожнешь». В этом суть коммуникации, как управленческой функции.