В качестве подготовки к конференции решила структурировать свои мысли по поводу управления талантами. Возникли следующие вопросы:
Я думаю, что талант – это скорее интровертивный тип личности, ориентированный не на результат, а на процесс (не путать с функцией или процедурой), который в любом процессе находит смысл или придает смысл любому процессу. Талант живет тем, что переосмысливает и творчески совершенствует то, чем занимается. Когда люди характеризуют такого человека, они используют слова делает, творит, генерирует, изобретает, развивает, обслуживает, удовлетворяет, изменяет. Это может касаться любой сферы деятельности. Талантливым может быть слесарь, бухгалтер, учитель, врач, певец, художник, дизайнер, программист, руководитель. С точки зрения личностных характеристик у таланта ярко выражена креативность, стремление к развитию и желание приносить пользу.
Сейчас много говорят о том, что в эпоху информационной революции с рынка уйдет много профессий и видов деятельности. Мне кажется вымывание будет идти не только по видам деятельности, но и по компетенциям. Останутся таланты. Потому что они, понимая смыслы, могут связывать различные процессы. Финансовые службы будут заменены информационными технологиями, но останутся финансисты, которые смогут увязывать сложные финансовые, аналитические, поведенческо-психологические, информационные процессы в единую структуру.
В последнее время, по-моему, произошла некоторая подмена понятий, за таланты принимают молодых плохо образованных гиперактивных людей, которые высасывают из пальца стартапы и постоянно мелькают в информационном пространстве. Таланты из списка Forbs все хорошо образованные молодые люди, которые почерпнули свои идеи, работая в компаниях или во время обучения в хороших учебных заведениях.
Зачем нужны таланты бизнесу и стране, по-моему, очевидно. Прибыль в постиндустриальном обществе перемещается в информационные технологии, которые охватывают все процессы. Средневековое деление на касты и профессии тормозит развитие любого общества.
Найти талант трудно, но и этого мало. Это как найти янтарь на Житомирщине, продать подешевке в Польшу, а потом покупать в Польше втридорога янтарные украшения. Талантами надо уметь управлять по-особенному: