Размещая объявление о вакансии мы стараемся уже в самом тексте не только описать основные обязанности, необходимые навыки и условия работы, но и дать понимание соискателям о типе личности и желаемом поведении, которые нам необходимы. Так как успех (или не успех) того или иного кандидата связан в основном именно с этими показателями, а не с наличием/отсутствием навыков или знаний.
Рассмотрим объявление (см. фото):
«Работа (подработка). Для активного пенсионера, который живёт рядом и любит людей и настольный теннис!»
Что на самом деле хотел сказать Виктор, описывая вакансию именно так? С какими прилагательными у нас ассоциируются пенсионеры? Консервативный, стабильный, надёжный? Виктору нужен на самом деле сотрудник, у которого высокий уровень одного из базовых человеческих мотиваторов - «формальность». То есть склонность следовать правилам, соблюдать процедуры. Об этом также говорит фраза «который живёт рядом». Виктору, как работодателю, не столько важен факт жилья поблизости, сколько отсутствие опозданий на работу — одной из главных «головных болей» работодателей. А это опять же относится к базовым мотиваторам — человек или склонен к формальности или нет (в большей или меньшей степени). Жильё поблизости само по себе не даёт ничего. Если вы спросите у большинства школьных учителей, то они вам скажут, что часто не опаздывают дети, живущие дальше, чем те, у кого школа под домом. В моей практике был случай, когда сотрудник более 10 лет ездил на работу в Киев из села на границе Киевской и Житомирской областей (больше 100 километров) на общественном транспорте.
Ещё одно требование - «любит людей». Ориентация на людей «измеряется» другим базовым мотиватором - «экстраверсия». Низкая экстраверсия, кстати, не обязательно плохо — такие люди более аналитичны и креативны и они не обязательно «не любят людей». Просто Виктору на эту позицию нужен ориентированный на людей, общительный человек.
Но ведь факторы формальности и экстраверсии могут быть высокими не только у пенсионеров. Это могут быть студенты, выпускники, женщины, мужчины, «за 40» и 30-летние, высокие, низкие, с сединой или длинными волосами, вообще без стрижки или многодетные – их много и они среди нас и колоссальное их количество отлично справятся с работой, которую предлагает Виктор.
А что делать Виктору, если ему надо 500 таких «активных пенсионеров» для точек игры в настольный теннис по всей стране?